Жизнь актёра принадлежит сцене. Это бесспорно. Сколько ролей он может сыграть? Михаилу Щепкину удалось сыграть более шестисот ролей!
Михаил Семенович Щепкин (1788-1863) родился на Курской земле. В селе Красное, что в Обоянском уезде, а теперь село Алексеевка Белгородской области. Его деда-священника обманом сделали крепостным, а самого актёра меценаты помогли выкупить, устраивая спектакли по подписке, когда Щепкину уже исполнилось 33 года. Отец Михаила служил у барина управляющим, был строгим и упрямым человеком, хорошо ладил с господами и имел привилегии. Мать была горничной при графине. Мягкая, добросердечная, она заботилась о сыне, хотя жизнь её во многом зависела от воли хозяйки.
Мальчик Миша имел замечательную память, исполнял стихи и песенки, выучился грамоте и игре на гуслях, примечал, как затевается спектакль в домашнем театре графа, как ставятся декорации, настраиваются инструменты, да и сам скоро вышел на сцену в качестве артиста. Он по знакомству был определён в народное училище города Суджи, а затем был зачислен в Курское губернское училище. Он пользовался библиотекой писателя И. Богдановича, ходил на спектакли, подрабатывал суфлёром, переписывал тексты для актёров. И скоро его взяли в труппу, чтобы заменить одного из актёром. Дебют был настолько успешным, что юноша стал лидером, получал приличное вознаграждение, играя и комические, и трагические роли.
Так из домашнего театра он шагнул на подмостки театра братьев Барсовых в Курске, потом вошёл в харьковскую труппу И. Штейна, играл в полтавском театре, был приглашён в Малый театр в Москве, выступал на сцене Александринского театра в Петербурге. Провинциальный актёр затмил своим мастерством столичных профессионалов. Хотя ему сначала пришлось преодолеть особенности южного говора, поработать над голосом и внешностью, приобрести пластичность движений, получить вольную. Он сыграл роли в пьесах Шекспира, Мольера, Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, Островского. Читал на литературных вечерах гоголевские произведения.
Добрый, отзывчивый, весёлый, Щепкин был всегда окружён людьми. В его доме находили приют и начинающие актёры и старые, сошедшие со сцены, нуждающиеся в куске хлеба.
За обеденный стол у Щепкиных всегда садилось не менее двадцати человек. А уж если он видел в ком-нибудь талант и настоящее актёрское призвание, то не раздумывая брал его в свою семью. Так было, например, с пятнадцатилетним Мишей Лентовским.
В ответ на просьбу Лентовского помочь переехать из Саратова в Москву и поступить в театральную школу Щепкин послал ему денег на дорогу и письмо: «Вы, разумеется, приедете прямо ко мне, я вас помещу в моё семейство; разумеется, я вам дам и семейный стол с чаем, и в школу учиться будете ходить, а также учиться танцевать, фехтовать и музыке... Вы говорите, что вы не совсем здоровы; главное, потеплее оденьтесь, не стыдитесь овчинного тулупа; в нём, главное, тепло, а бедность - не порок, и притом, чтобы ноги были теплы... Буду ждать вашего приезда, растопырив руки, чтоб прижать вас к своему старому, но ещё горячему сердцу...».
Памятен случай, когда Щепкин приютил своего первого парикмахера из Курска - Пантелея Ивановича, который жил до глубокой старости в доме актёра и умер у него на руках, как самый родной человек.
Горячее сердце Михаила Семёновича «разглядела» и его будущая супруга, молодая сирота-турчанка, привезённая из Анапы и удочерённая полковником Чаликовым. Познакомились Михаил и Елена в театре. Будучи свободной, девушка вышла замуж за крепостного, зная, что станет невольницей. Такова любовь! У счастливой пары родилось семеро детей: три дочери и четверо сыновей. Михаил Семёнович пережил жену на 4 года, не мог жить в доме, где всё её напоминало, сменил квартиру. Вскоре он отправился в Крым, чтобы поправить здоровье, его мучила одышка. Но в гостинице Ялты он умер.
Среди личных знакомых и друзей Щепкина были и Пушкин, и Грибоедов, и Гоголь, и Лермонтов, и Шевченко, и Герцен, и Белинский, и многие другие выдающиеся люди. Пушкин высоко ценил талант Щепкина, любил слушать его рассказы. Щепкин превращал каждый свой рассказ в целое представление, и перед слушателями возникало много разных лиц, хотя за всех говорил один Щепкин. Из рассказов Щепкина Пушкин узнал историю его жизни. Пушкин считал, что великий актёр должен её описать. Щепкин не решался взяться за перо. Тогда Пушкин сам написал: «Записки актёра Щепкина» и первую фразу: «Я родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на речке Пенке...»
Дальше продолжал писать уже Щепкин. Из «Записок» все узнали о детстве и юности Щепкина. Семнадцать лет играл Михаил Семёнович в губернских театрах, переходил из труппы в труппу, ездил по ярмаркам с товарищами, играл всё, что предложат, не выбирал и не отказывался от маленьких ролей. Пятьдесят лет служил он Мельпомене. Он не почивал спокойно на приобретённых лаврах, а продолжал трудиться и работать над своей игрой. Он служил в театре не ради выгод житейских, а ради душевной потребности.
Воспоминания о М.С. Щепкине
* * *
Однажды, у графини Ростопчиной собрались московские литераторы и художники; в это время была в Москве знаменитая артистка Рашель, и разговор, разумеется, зашел о её игре. Талант французской артистки сильно не нравился нашим славянофилам, и один из них стал доказывать, что Рашель вовсе не понимает сценического искусства и что игра её принесёт нашему театру положительный вред. М.С. Щепкин выслушал резкую тираду и сказал: «Я знаю деревню, где искони носили лапти. Случилось одному мужику отправиться на заработки, и вернулся он в сапогах. Тотчас весь мир закричал хором: «Как это, дескать, можно! не станем, братцы, носить сапогов; наши отцы и деды ходили в лаптях, а были не глупее нас; ведь сапоги мотовство, разврат... Ну, а кончилось тем, — прибавил Михаил Семенович с улыбкою: «Что через год вся деревня стала ходить в сапогах!»
* * *
М.С. Щепкин рассказывал о провинциальном парикмахере Пантелее Иваныче: «Был у меня знакомый парикмахер Пантелей Иваныч,—это было в Харькове), — человек он был простой, добрый, привязанный к нашей семье; как-то мы с ним расстались и долго не видали друг друга. Раз подъезжаю я к театру и вижу: полицейский солдат ведёт на веревочке оборванного, обшарпанного человека. Присматриваюсь — и узнаю старого знакомца.
— Пантелей Иваныч! это ты?—говорю я, — что с тобою? как ты попался?
— Задолжал,—говорит со слезами,—вот и ведут в яму. Я уж упросил свести меня к театру; думаю, не встречу ли вас.
Ну, я упросил, чтобы с ним, как посадят в яму, обращались покамест помягче; а сам, воротившись домой к жене, рассказал ей про встречу с Пантелеем Иванычем.
— Выкупим, говорю, его?
— Ну, что ж, выкупи!
Вот заплатил я за него рублей полтораста ассигнациями и взял Пантелея Иваныча к себе. Стал он у меня жить; дети его полюбили, жена также. Он мне всегда и парик причёсывал; парикмахер он был искусный. Я похлопотал, и по моей просьбе его определили в театр помощником парикмахера; рублей 15 ассигнациями в месяц жалованья дали. Что же? Как получит мой Пантелей Иваныч жалованье, так и запьёт, и до тех пор тянет горькую, пока всё спустит. Я уж так и знаю; ну, Пантелей Иваныч нынче получил жалованье, стало быть, пьян, как стелька! Побился я с ним, побился, и говорю жене:
— Надо разыграть с ним комедию, постращаю его.
Прихожу к нему:
—Ну, говорю, Пантелей Иваныч! Я всё для вас сделал, что мог; но вы так себя ведёте, что нам вместе жить не приходится. Прощайте, Пантелей Иваныч!»
«Ни слова не сказал он, взял свой болван, на котором исправлял парики, ушёл со двора и пристал у какой-то знакомой бабы. Вечером приезжаю я в театр; Пантелей Иваныч стоит с своим болваном; но уж я не отдаю ему приглаживать моего парика и поручаю эту работу другому. И так продолжалось целый месяц, и другой, и третий месяц — то же. Вижу я: Пантелей Иваныч перестал пить, и говорю жене: «Сегодня я хочу помириться с Пантелеем Иванычем; жалко мне старика!» Приехал в театр, увидал Пантелея Иваныча и обращаюсь к нему ласково: «Причешите-ка мне, Пантелей Иваныч, паричок!» Как зальётся, как зарыдает мой старик! Взял парик, а руки так и дрожат... Тут мы с ним и помирились; переехал он снова ко мне на житье, и уж больше никогда во всю жизнь свою не запивал; а такой безграничной преданности, какую питал он ко мне и к моему семейству, я ни от кого не видал».
Когда была поставлена комедия А.Н. Островского «Бедность не порок», М.С. Щепкин в лице Любима Торцова угадывал своего Пантелея Ивановича, то есть человека хотя падшего, но в котором ещё теплится святая искра человеческого достоинства и который потому способен подняться и выйти на прямой путь. Игрою Садовского в этой роли М.С. был не совсем доволен, говоря, что он, прекрасно выражая комическую сторону характера Торцова, мало выдавал его внутреннюю борьбу с самим собою.
* * *
М.С. Щепкин рассказывал своим друзьям следующий анекдот, где действующим лицом был он сам. По приезде в Харьков ему пришлось участвовать в представлении одного балета: на сцене происходило взятие крепости, и Михаил Семёнович должен был в числе её защитников стоять на стене и отражать нападающих. Содержатель театра, Штейн (надо заметить, что он был учителем фехтования), объясняя Щепкину его роль, сказал:
— Вы не очень беспокойтесь, только стойте на стене и отбивайте удары осаждающих; я сам буду стоять на лестнице против вас, а вы отражайте мои удары вот так (и он показал ему фехтовальные приёмы). А когда нужно будет взойти на стену, я тогда легко вышибу у вас оружие; вы, однако, старайтесь держать его крепко и не поддаваться: оно само выпадет.
Штейн твёрдо надеялся на своё фехтовальное искусство. На репетиции действительно всё прошло благополучно, но во время спектакля Михаил Семёнович увлёкся своею ролью защитника и не уступал Штейну, который никак не мог выбить у него саблю, несмотря на все усилия, просьбы и угрозы; по пьесе Штейну надо было уже взобраться победоносно на стену, но он ничего не мог поделать с её разгорячённым защитником. Наконец, другие нападающие, видя затруднительное положение своего начальника, взобрались на стену, водрузили на крепости своё знамя и выручили Штейна, напав на Щепкина с тыла.
Штейн после того долго сердился на Михаила Семёновича и никогда больше не приглашал его участвовать в балетах.
Л. Бать
О Щепкине
Большой зал разделён во всю ширину пёстрым занавесом, свисающим с потолка до пола.
Перед занавесом в три ряда расставлены стулья. На одном из них сидит мальчик лет семи и с изумлением рассматривает и этот занавес в рамке синих полотнищ, и людей, собравшихся в зале, и музыкантов с их инструментами, и диковинные тетради, стоящие на косых дощечках, странно разлинованные, покрытые большими точками с хвостиками. Мальчик не знает, что это ноты, потому что никогда их не видел. Не видел он никогда и столько разных музыкальных инструментов — скрипок, флейт, кларнетов, контрабаса, фагота, валторны.
Он так поражён всем этим, что у него кружится головах всё вертится перед глазами. Но вот поднялся занавес и началось самое главное — представление…
Все вы, должно быть, помните своё первое посещение театра, нетерпеливое желание поскорее увидеть, что там показывают. Ваши чувства, наверное, были очень похожи на те, что испытал наш юный зритель, впервые попав на спектакль.
Но откроем наконец его имя. Сейчас его зовут просто Миша. Никто не подозревает, что это будущий великий русский актёр Михаил Семёнович Щепкин.
Вспоминая через много-много лет первый спектакль, Щепкин говорил, что в этот вечер решилась его судьба.
Да, в этот вечер родилась любовь к театру, к актёрскому искусству, которое стало навсегда его призванием.
Когда же Щепкин впервые сам выступил на сцене? Это случилось ещё в школьные годы. Было ему тогда лет двенадцать. Один ученик принёс комедию под названием «Вздорщица», и учитель предложил ребятам разыграть её.
В комедии было только семь действующих лиц, а учеников в классе — шестьдесят.
«Как же это? — рассуждал Щепкин. — Всем играть невозможно, очень легко может статься, мне не дадут никакой роли...» А думал он так потому, что был в особом положении, чувствовал свою зависимость.
Родители Миши Щепкина были крепостные крестьяне, люди, лишённые свободы, права собой распоряжаться, значит, и Миша был такой же крепостной. Все они принадлежали помещику, который мог в любую минуту их продать, всех вместе или даже порознь, разлучив семью.
Когда на следующий день учитель сказал, что назначает играть тех, кто лучше учится, и объявил, что роль слуги Розмарина будет играть Щепкин, Миша и смеялся и плакал от радости. А уж роль свою выучил назубок.
Спектакль прошёл с успехом.
С начала и до конца представления не прерывался смех, аплодисменты, крики: «Славно, дети, славно!» Особенно хвалили Мишу: «Ай да Щепкин! Молодец! Бойчее всех говорил...»
С тех пор мальчик всё время мечтал о6 игре на настоящей сцене.
Щепкин окончил четыре класса народного училища. Его ждала участь слуги в барском доме. Дом этот, в городе Курске, стоял против театра, и Щепкин не упускал случая проникнуть туда. То носил тяжёлые инструменты музыкантов, то переписывал ноты; доверяли ему и работу суфлёра. Над ним смеялись, дразнили его, даже прозвали «контрабасной подставкой».
И вот однажды заболел актёр, игравший в пьесе «Зоя» разбитного бойкого малого, Андрея-почтаря.
Щепкин знал пьесу почти наизусть.
Набравшись храбрости, он вызвался сыграть эту роль.
«Как я играл, принимала ли меня публика хорошо или нет, — говорил впоследствии Щепкин, — этого я совершенно не помню. Знаю только, что по окончании… я ушёл под сцену и плакал от радости, как дитя». Он навсегда запомнил этот день. «Ему я обязан всем, всем!»
С этого спектакля и начинается актёрская деятельность Щепкина, длившаяся без малого шестьдесят лет.
В ту пору Щепкину было семнадцать лет. Помещик, убедившись в его актёрском таланте, разрешил ему играть в театре. Но это не избавляло Щепкина от многих обязанностей: он и за столом прислуживал, и бумаги переписывал, и узоры для вышивок рисовал. А летом, когда театр на время закрывался, он работал землемером в помещичьем имении.
Щепкину было уже тридцать три года, когда он получил наконец свободу. К тому времени он был уже известным актёром, и помещик потребовал за него большой выкуп.
Слава Щепкина дошла до Москвы, и вскоре он навсегда связал свою жизнь с московским Малым театром, который долгое время назывался «Домом Щепкина».
Что же так восхищало зрителей в игре Щепкина?
Прежде всего правдивость и естественность. В те времена считалось, что актёр должен говорить как можно громче, с выкриками, сопровождать слова жестами, становиться в позу.
Щепкин всё это изменил. Он понял, что на сцене нужно быть таким же простым и естественным, как в жизни.
Надо глубоко изучить характер героя, войти, как говорил Щепкин, «в кожу действующего лица»...
Недаром о Щепкине писали: «В нём не замечаешь актёра, а видишь то самое лицо, которое он представляет, и забываешь, что всё это происходит на сцене».
Перед зрителем возникал то важный московский барин — Фамусов из комедии Грибоедова «Горе от ума»; то грубый, хитрый, жадный городничий из комедии Гоголя «Ревизор». Эти две роли в пьесах великих русских писателей принесли Щепкину наибольшую славу.
Сыграв сотни разных ролей, Щепкин никогда не повторялся. Он был прежде всего комедийным актёром, но умел вызывать не только смех, а и горячие слёзы; например, в пьесах «Матрос» и «Жакар, или Жакардов станок». Щепкину, бывшему крепостному, были особенно близки в этих пьесах роли простых людей из народа.
Мёртвая тишина воцарялась в зрительном зале, когда Щепкин, исполняя роль защитника рабочих Жакара, задушевно и горячо читал стихи, в которых звучал гимн труду:
Честь тому, кто глубь земли
Тяжким заступом копает,
Кто трудами для семьи
Хлеб насущный добывает...
Щепкин играл так естественно, так просто произносил слова своей роли, что с ним произошёл однажды такой забавный случай. Он приехал на репетицию «Ревизора», артисты уже собрались и ждали его, а он вошёл и сразу начал с первой фразы городничего: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор». Актёры беспокойно переглянулись: какой там ещё ревизор? И, только поняв, что он уже репетирует, весело рассмеялись.
Невысокого роста, очень полный, Щепкин двигался легко и изящно.
У него был несильный голос, и, несмотря на это, каждое слово, произнесённое даже шёпотом, слышно было во всех уголках зрительного зала. Всё это достигалось упорным трудом.
Упорного труда он требовал и от своих многочисленных учеников. Среди них была его собственная дочь, которая стала актрисой. «Театр для актёра — храм, — учил Щепкин. — Твоя жизнь, твоя честь — всё принадлежит бесповоротно сцене, которой ты отдал себя...»
Литература
- Бать Л.Г. Великое призвание: повесть о русском актёре М.С. Щепкине/ Л.Г.Бать; ил. Ю.М. Казмичов. — 3-е изд. — Москва: Дет.лит., 1967.
- Щепкин М.С. Михаил Семенович Щепкин. 1788-1863: Записки его, письма, рассказы, материалы для биографии и родословная / М.А. Щепкин. — Санкт-Петербург: т-во А.С. Суворина — «Новое время», 1914.
Коротко об авторе
Лидия Григорьевна Бать (1897–1980) — журналистка и писательница, автор произведений на историко-биографические темы.