Top.Mail.Ru
Путешествующий художник
Художники

Есть писатели-путешественники, а есть путешествующие художники, как Май Митурич.

Он побывал в самых отдалённых уголках света: на Севере, Алтае, Дальнем Востоке, Курильских и Командорских островах, в Туве, Сибири, Средней Азии, Тибете, Греции, Европе, Японии. Изъездил далёкие от туристических маршрутов места. И всегда работал в поездках, в каких бы условиях не находился: на плоту, в чуме, в избушке лесника, на привалах каравана в пустыне.

Необычны имя и фамилия художника: Маем его назвали потому, что он родился в мае, а фамилию он унаследовал от отца-художника Петра Митурича, преподавателя ВХУТЕМАСа, выходца из семьи сербов, несших военную службу в России ещё при Екатерине II. По материнской линии у Мая дядя — известный поэт Велимир Хлебников, а дедушка Владимир — орнитолог, руководитель Астраханского заповедника.

Май Петрович Митурич (1925–2008) с детских лет ценил общение с животными, хотя и увлекался техникой. Но выбор был сделан в пользу живописи и графики. Шестнадцатилетний юноша рисовал плакаты в «Окнах ТАСС» во время Великой Отечественной войны, потом был призван в армию, дошёл до Берлина, был награждён орденом и медалями. После войны учился в вечерней школе и заочно в Московском полиграфическом институте, работал в издательстве Министерства сельского хозяйства, затем перешёл к книжной иллюстрации Детгиза, преподавал в институте. Иллюстрации Митурича публиковались в детском журнале «Мурзилка», сопровождали тексты С. Маршака, А. Барто, В. Бианки, К. Чуковского, Г. Снегирёва.

По картинкам художника можно детально рассмотреть коралловые рифы южных морей, полярные льды, зверей и птиц тропиков, пустынь, тундры, тайги.  Из путешествий Май Митурич черпал вдохновение и по-своему передавал романтику далёких удивительных мест, ритм и краски незнакомой жизни. Листы альбомов были заполнены рисунками и набросками, из которых потом складывались иллюстрации к детским книжкам. Рисование с натуры помогало унести с собой всё то, что взволновало, поразило, привлекло внимание в странствиях. В набросках запечатлевались причудливые контуры скал, силуэты разных пород деревьев, птичьи базары, повадки северных оленей, бурундуков, пингвинов, пеликанов… Он останавливал внимание зрителя то на сухом потрескавшемся пне, то на травинках и ветках, то на муравьях, снующих по усыпанной хвоей земле. От деталей и многофигурных композиций художник переходил к широким панорамам с бескрайней тайгой, холмами, горными реками.

Оформленные художником книги содержат красивые буквицы заголовков, заставки к главам. Кто-то заметил, что его рисунки напоминают листы китайской школы Го-Хуа или японские росписи на рисовой бумаге. Неповторим почерк художника! Пятна и линии. Чистые и насыщенные цвета. 

А какое множество птиц и зверей! Проплывают косяки рыб, проходят стада оленей, пролетают стаи птиц...

С восхищением вспоминает иллюстрации Мая Митурича к рассказам Снегирёва «След оленя» и «Про оленей» искусствовед Александра Пистунова. Она отмечает совершенство композиции, точность линии, ощущение пространства в акварельных рисунках Мая Митурича, выполненных белилами и тушью. В своём очерке М. Шумская рассказывает несколько историй, которые произошли во время путешествий Мая Митурича: о сложностях поездки по тайге, о встрече с медведем-шатуном, о посещении Батумского ботанического сада, о наблюдениях за верблюдами или оленями.

 

Александра Пистунова

Куда ведёт радуга

В этом разговоре о детстве я вспомнила Мая Митурича, прекрасного живописца и графика, иллюстратора книг, нежно и естественно воспринимаемых детьми и с глубоким волнением — взрослыми. Я вспомнила его зверей, рыб, охотников, его дальние осенние леса и костры, огромное — будто генеалогическое — дерево, где живут разные птицы, и белки, и медвежата с фронтисписа к рассказам Г. Снегирева «Обитаемый остров». Я вспомнила о Митуриче, потому что не знаю художника, который был бы в такой степени одарён силой смещать углы зрения, смещать времена: вдруг показать вам мир странным, добрым и бесконечным, каким он представлялся вам в детстве.

М. Митурич иллюстрировал многие великолепные детские книжки С. Маршака, К. Чуковского, Д. Хармса; список этот очень длинен, но есть один писатель, с которым Митурич работает постоянно и книги которого нельзя представить себе без его художественного оформления, — это Геннадий Снегирёв.

Скромную лаконичную поэтику его прозы удивительно проявляют (другого слова не нахожу) иллюстрации М. Митурича.

Есть у Снегирёва рассказ «След оленя», который кончается такими словами: «Я посмотрел туда и увидел на белом снегу два коричневых пятнышка, побольше и поменьше.

Это была олениха с оленёнком. Они шли через горы в долину. Оленёнок проваливался в снег и отставал, а мать поджидала его... Солнце садилось, и два диких оленя шли в розовых снегах». Рядом с этими строками находится лист с черно-белым рисунком. Странно, конечно, что книгу Снегирева издательство «Детская литература» решило выпустить без цветного оформления. Но тем не менее художнику дана была именно такая задача, и интересно исследовать внимательно, как в двух цветах, самых строгих — в белом и чёрном, родился точный рисунок, насыщенный, кажется, не только радугой и ароматами.

Зритель стоит у подножия снежной высокой горы. На горе редкий лес, просвечивают ветви, на них снег и под ними снег, в нем они утопают, и силуэты деревьев становятся далеко видны: вон у того ствол чуть скривлен, другое гордится своей прямотой, третье уютно и покойно стоит, раскинув широкие ветки. За горой видны другие горы, и на них тоже редкий лес, а самая дальняя кажется уже не белой, а тёмной, будто там наступил вечер и оттуда он медленно идёт к ближней большой горе.

Около зрителя стоит молоденькая сосна, и он видит все её сизые иголочки и часть голых сучков без иголок. В гору стремительно и легко несутся олениха и оленёнок. Оленёнок бежит возле матери короткими прыжками, а за ним с закрученным рогулькой хвостом мчится пёс, он тяжело барахтается и утопает в снегу и лает, вы слышите этот горестный лай неудачника, единственный звук в тишине кончающегося зимнего дня. Кажется, что только быстрый бег оленихи с оленёнком не дают увидеть их коричневый цвет, но снега вы в самом деле видите розовыми — ведь на дальней горе уже вечер, и, значит, на ближних лежит розово-сиреневое предзакатное солнце. Совершенство композиции, точность линии, ощущение пространства за белым прямоугольником листа сделали акварельным рисунок, выполненный в действительности белилами и тушью.  

...Я листаю ещё одну книгу Г. Снегирёва «Про оленей». Снова иллюстрации Митурича, на сей раз цветные. А Митурич так виртуозно, так естественно владеет цветом! «Над водопадом висела радуга, а под радугой в речке сверкали перья Жар-птицы»,— сказано в книжке.

Я стою над речкой, слушаю её радостный шум и всем существом своим вдыхаю тот свежий, смолистый, нежный воздух, которым дышат горы, реки, снега и детство, если рассказывает о нём художник Май Митурич.

 

М. Шумская

На камне посреди потока...

«Много дней мы ехали по тайге на лошадях. То они вязли в болоте, то спотыкались на камнях и падали. Лошади с трудом продирались сквозь чащу, а когда мы переправлялись через горную речку, лошадь повалило течением, и я чуть не утонул», — так начинает книгу «Рассказы для детей» писатель Геннадий Снегирёв.

Его товарищем в этом трудном, но увлекательном путешествии был художник Май Митурич. Это была их первая совместная поездка. Потом были и другие. Снегирёв всегда привозил наброски занимательнейших рассказов. Митурич — рисунки, зарисовки, акварели. Так создавались книги: рассказы писателя и к ним — иллюстрации художника. Разглядывая рисунки, можно вместе с оленёнком постоять на камне посередине стремительного потока и любоваться сверканием «перьев жар-птицы» — это в голубых струйках ручья-рисунка плывут против течения хариусы, и красным пламенем полыхают на солнце их плавники. Ещё рисунок: стоит красавец-олень. Рога у него роскошные. Смотришь на картинку и хочется сосчитать: наберётся ли на рогах шестьдесят четыре отростка, как об этом рассказывает писатель.

Или ещё — могучее таёжное дерево — кедр. Художник даёт символическое изображение лесного богатыря, поселив на нём разных зверей и птиц. А ведь в рисунке глубокий смысл. Многие птицы питаются кедровыми орешками, для бурундуков и белок это основная пища, соболь, хоть и хищник, но кедровые орешки любит. Медведь не заляжет в берлогу, не набрав запасы жира на кедровом орехе. Неурожай кедровых орешков приводит к гибели животных и птиц. А медведи становятся шатунами, бродят по лесу всю зиму.

В один из таких неурожайных годов Май Митурич со своими друзьями художником Иваном Бруни и Геннадием Снегиревым жили в Саянской тайге. В селение повадился приходить голодный медведь, чрезвычайно осторожный и опытный. Он благополучно обходил стороной все хитроумные западни и капканы, расставленные охотниками. Решили выследить зверя. Митурич, Бруни и местный житель отправились на охоту. Медведь долго водил их по лесу кругами. Охотники уже потеряли всякую надежду, когда неожиданно зверь возник в десяти шагах. Май Митурич первым увидел животное. От неожиданности он громко воскликнул: «Вот он, Ваня!» Медведь не стал ждать, пока его рассмотрят. С неожиданной для такого крупного зверя быстротой мгновенно развернулся и исчез в кустарнике. Курьёзная эта история моментально разлетелась по всей округе, и местные охотники, с присущим всем следопытам юмором, с тех пор так и называют медведя — «Вот он, Ваня»...

В лесу в тот год было далеко небезопасно. Поэтому Митурич и Бруни, идя на зарисовки, брали с собой ружья, садились спина к спине и так рисовали. На какой риск не пойдёшь ради любимого дела!

Много троп и дорог исходил художник Май Митурич. Побывал на Сахалине, на Курильских и Командорских островах, плавал на китобойном судне, лазал по Памиру, бродил по степям Казахстана. И всюду, куда бы ни завлекла его неуёмная жажда познания, он рисовал. Тысячи рисунков в карандаше, написанные акварелью, тушью, фломастером или просто начертанные пером — результат странствий. Его рисунками, проникновенно и радостно рассказывающими о природе, проиллюстрированы книги Геннадия Снегирёва «Про оленей», «Черничное варенье», «Чембулак», «Рассказы для детей», «Чудесная лодка».

Удивительные рисунки! На одном — багряное полыхание сибирской тайги осенью, на другом — тоненькая веточка с пятью последними трепещущими на ней листочками. На третьем — синие брызги в камышовой заросли, встревоженной зубастой щукой. При виде пасти хищницы разметались во все стороны утки, водяные курочки-лысухи и прочие обитатели маленького таёжного озерка со смешным названием Щи. Среди травинок и веточек идет своя лесная жизнь. Муравьишки-трудяги снуют туда-сюда, бабочка прилетела на старый пенёк попить из крохотной лужицы, комары пищат. А вот ещё рисунок: сеноставки хлопочут, стожки сена на зиму заготавливают...

Для океана у художника — свои краски. Много синего и белого. На каждой льдине лежит тюлений детёныш-белёк. Маленький, беззащитный, на приподнятой мордочке жгучее любопытство. Такого малыша обидеть, причинить ему боль просто бесчеловечно... На голубых камнях — занятные птички океанских островов — топорки. Сами чёрненькие, головка белая с ярко-жёлтыми надбровьями в виде косичек и красный нос топориком. Отсюда — и название: топорок. А крылышки маленькие, намахаешься, пока взлетишь.

В Казахстане и Туркмении художник Митурич подметил свои особенности. Трудно представить танцующего верблюда? Не вяжется такое с его горбами, мосластыми кривыми ногами и губастой мордой? А оказывается, весной верблюды лихо отплясывают, и художнику удалось подсмотреть верблюжьи танцы. Или другой рисунок. Золотом переливается река, это косяки морского сазана идут метать икру. Смотришь и ощущаешь силу встречного течения, слышится треск камышей, раздвигаемых могучей рыбой, закованной в красную чешую...

Иллюстрируя сказочную историю лесного мальчика Маугли Р. Киплинга, Митурич поехал в Батумский ботанический сад. И рисунки там получились замечательные: буйство красок тропического леса, сильные и прекрасные в своих движениях звери, тигр, в смертельном страхе несущийся по дну глубокого оврага и лавина разъярённых буйволов, жёлтые глаза Багиры в темноте и неугомонный человеческий детёныш в пёстрых кольцах мудрого Каа...

Митурич обаятельный, очень добрый и скромный человек. Беседовать с ним необыкновенно приятно, он охотно рассказывает о разных интересных происшествиях и людях, с которыми его свела судьба в дороге, о друзьях и очень мало о себе. С большой теплотой вспоминает отца, П.В. Митурича, известного советского художника. Показывает оловянные фигурки зверюшек. Пятилетним мальчиком Май любил лепить из пластилина разных животных. Заботливые руки отца сохранили поделки, отлив по их формам металлические. Май Митурич бережёт эти немножко корявые фигурки как память о своем первом учителе и наставнике, который говорил сыну: «...Только в момент избытка сил и идей берись за кисть...» Май Митурич оказался талантливым учеником.

 

Литература

  1. Пистунова А.М. Куда ведёт радуга: [художественный стиль иллюстратора детских книг Майя Митурича] // Детская литература. — 1966. — № 4.
  2. Шумская М. На камне, посреди потока: [художник-иллюстратор Май Митурич] // Костёр. — 1982. — № 10.
  3. Чегодаева М. Природа в творчестве Мая Митурича// Детская литература. — 1972. — № 6.
  4. Хомутский Р. Династия картофельного цветка // https://itogi.lpgzt.ru/aticle/49368.htm
  5. Рисунки художника https://www.bl-school.com/blog/май/?ysclid=mc0sy9mlxk74771494
  6. Сайт о художнике https://maymiturich.ru/index.html

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен